Итак, на моей памяти за весь сериал было только 3 казни: сына волшебницы, друида и Гаюса, последнего, к нашей радости, помиловали. Что же в этих казнях было такого интересного? Во-первых, казнь лекаря была иной, чем первых двух. Во-вторых, иными были обвинения, предъявленные всем троим.
Зы. Как вы думаете, стоит ли выкладывать эту "информацию к размышлению" на сообществе?
Много жестокости, насилия и цинизма. Я вас предупредила.
Часть первая, описывающая сами казни и реакцию публики на них
1. Реакция народа на казнь.Часть первая, описывающая сами казни и реакцию публики на них
Это первое, что бросается в глаза в сериале и фиках, в которых присутствует сцена казни: все стоят понурые, мысленно соболезнуют осужденному, Гвен и Моргана тяжело вздыхают и отворачиваются... Друзья, не поддавайтесь этой демократической провокации! Народ любил казни, разве что казнили твоего родственника или же народного любимчика, только тогда было не до смеха. Например, публика высоко ценила палачей, которым всегда удавалось с первого удара отделить голову от туловища. Они могли кланяться толпе, как актеры, демонстрировать отрубленную голову, а народ аплодировал их ловкости и искусству. Другое дело, когда палач "промахивался", что было не редкостью, и муки осужденного оканчивались только после 10-12(!) удара. Тогда публика могла с наслаждением ужасаться и запоминать, куда наносились "промахи". Сожжение также носило статус народной забавы, более того, существовали различные варианты сожжения, которые, в общем-то, делились на зрелищные и не очень зрелищные, а также были медленные и быстрые. К тому же, сожжение, особенно массовое, часто приурочивалось к какому-нибудь празднику. А печально известное аутодафе в Испании являлось самим праздником, да притом своего рода костюмированным.
Ну, а если припомнить случаи, когда народ не выдерживал затянувшегося исполнения казни или отказывался принимать внезапное помилование осужденного и самолично расправлялся с колдуном или колдуньей, то картина становится совсем печальной и очень-очень антидемократической. Гвен в пролете.
Итак, а теперь поговорим поподробнее о самом процессе.
2. Сожжение и обезглавливание.
Для начала определимся с терминологией.
Обезглавливание - это действие, состоящее в отрезании головы при помощи топора, ножа или меча (применялся для обезглавливания аристократов). Термин употребляется при умерщвлении по постановлению суда. Если же данное действие происходит с неким святым, то в описании сего действа будет использоваться термин "усекновение головы". Если же мы проводим обезглавливание посредством гильотины, то процесс называется гильотирование. Также нам следует помнить, что "отделение от туловища" не является синонимом к выражению "отсечение головы", т.е. "обезглавливанию". Отделение от туловища - это хирургическая операция, когда голову зародыша отделяют от ствола, если непреодолимые препятствия мешают его извлечению. Если кому интересно, на английском эта прелестная процедура носит название decapitation.
Сожже́ние — вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре. Тут все куда проще, но и куда сложнее, поэтому я начну с рассказа о казни Гаюса.
Стоит сказать, что казнь огнем существовала испокон веков. Упоминания о кострах встречаются в письменных и устных сводах законов и обычаев самых древних цивилизаций. Но кроме зрелищности у такой казни была и другая, более религиозная функция - очищения, как духа самого человека, поэтому колдунов, еретиков и обвиняемых в сексуальных преступлениях предпочитали сжигать, так и самой толпы, которая как бы совершала обряд жертвоприношения.
Костер чаще всего раскладывали двумя основными способами: либо осужденного привязывали к столбу, возвышавшемуся над сложенным костром и обкладывали по колено или по пояс вязанками хвороста, либо осужденного обкладывали вязанками целиком, и это, стоит отметить, был самый распространенный метод.
Вернемся теперь к сериалу. Что мы видим? Костер со столбом, разложенный по первому методу, и вздыхающего Утера, не выдержавшего напряжения и ушедшего со своего любимого балкончика, поскольку он был не в силах следить за казнью своего друга. Но вот тут-то мы в праве обвинить его в лицемерии. Дело в том, что такой костер, как в сериале, был очень зрелищным (и потому его так любила инквизиция): сквозь пламя, вздымающееся в небо, он позволял видеть, как поджаривается осужденный. А вот когда осужденного обкладывали полностью, толпа могла только слышать крики, да и то такому осужденному могли даровать "быструю смерть" ("ретентум"), т.е. привязанного к столбу умерщвляли до розжига костра, но так, чтобы никто этого не заметил. Однако Утер не даровал лекарю "ретентум", что было бы весьма гуманно, поскольку на таком типе костра, когда часть тела оставалась открытой, смерть наступала нескоро и в ужасных мучениях. Возникает вопрос: чем Гаюс насолил Утеру, что тому захотелось его так зрелищно и мучительно казнить? Ведь охотник на ведьм мог только обвинить лекаря и помочь дровишки в костер подбрасывать, а вот выбрать вид костра, т.е. вид наказания, - прерогатива короля.
А теперь давайте вспомним мое описание костра как обряда очищения. Вспомнили? Теперь вопрос: почему мага и друида не сожгли, а обезглавили? Такая казнь всегда считалась "простой", и практиковалась в древние времена тогда, когда преступление не попадало под наказание сожжением, удушением или забиванием камнями. А как мы знаем магия и колдовство карались сожжением, которое куда показательнее, чем отсечение головы. Так почему тогда Утер предпочитал именно такую казнь? Или может дело не в его предпочтениях, а в составе преступления? И тут тоже нам открываются интересные различия между тремя осужденными...
Но эту сказочку, мой дорогой читатель, я расскажу тебе в следующий раз.