Когда книга Кристофера Колфера «Struck by Lightning», анонсированная как адаптация одноимённого фильма, вышла раньше, чем кинокартина появилась на широких экранах, многие потенциальные читатели задались вопросом: является ли роман самостоятельным произведением?
Формально книга представляет собой дневник главного героя киноленты Карсона Филлипса, повествующего о своих мечтах и ежедневных злоключениях в стенах старшей школы провинциального городка Кловер. И хотя художественную прозу, написанную постфактум по мотивам собственных переживаний в расчёте на публикацию, с большой натяжкой можно назвать настоящим дневником, где пишущий день за днём анализирует свои реальные сомнения и терзания, «Struck by Lightning» зачастую откровенно автобиографична, что создаёт впечатление, будто автор пытался с её помощью решить свои сугубо личные задачи. Однако, словно памятуя о грядущей публикации, он не старается дать читателю возможность проследить все направления, пласты, скрытые мотивы характера Карсона. Здесь нет налицо даже психологического анализа, поскольку автор так ставит своего героя, что он не даёт повода для психологических разъяснений.
Карсон – человек в самом расцвете подросткового эгоизма, человек, до такой степени находящийся под гнётом своего мнения о себе, до того поглощённый им, что он не имеет необходимости отдавать себе отчёт о своих поступках. Другими словами, «умный парень», как и все подростки, слишком много о себе воображает, строит из себя. Он больше всего знает, больше всех видит, больше других понимает. В своём дневнике он конструирует свою собственную вселенную, внутри которой он стоит выше всех: одноклассников, учителей, родителей, больной бабушки, - выражает свою злость, когда происходит столкновение его вселенной с реальным миром, и мечтает о том дне, когда его вселенная сможет реализоваться в настоящей жизни. Такой тип человека может интересовать читателя самого разного возраста, возбуждать в нём участие и даже чувство ностальгии, если перед его глазами развёртывается не только сухое, пускай и изрядно сдобренное авторским сарказмом, описание от первого лица тридцати трёх несчастий главного героя, но и анализ событий и механизмов, направивших его характер в ту, а не иную сторону. Но, как уже говорилось выше, в романе Колфера подобные разъяснения в характере главного персонажа представлены весьма скудно. Лишены развития оказываются и второстепенные персонажи, но в то же время их нарочито бедные описания лишь подчёркивают их роль в романе не как личностей, живых людей, но функций во вселенной Карсона. Вероятно поэтому развязка книги вызывает такое удивление: ни от одного из них не ожидалось какое-либо проявление себя.
Однако каким бы ни было общее впечатление от произведения, его окончание – тяжёлое, мучительное крушение вселенной Карсона до самого основания, до последней искры внутри, - не может оставить равнодушным, как мне кажется, никого. И всё же есть у меня предчувствие, что на экране даже эта сцена будет смотреться гораздо лучше, чем она есть в книге. Как и все остальные.